Авторский проект детского фотографа Игоря Губарева. Фотосъёмка и видеосъемка детей дома, на празднике и в детском саду. Статьи, семинары и вебинары по детской фотографии. Фотографии детей. Дипломы, фотокниги выпускников детского сада.

главная новость сайта

   

Практика Конструктивных запретов и ограничений / 3 часть

  Фотосъёмка детей
  Фотографии детей
  О фотографе
  Как фотографирую
  Статьи по фотографии
  Фотоистории
  Семинары, курсы фотографии
  Смехотерапия
  Мой блог
  Видеосъемка детских праздников
  Цены
  Контакты


 
 

1 ЧАСТЬ СТАТЬИ...

2 ЧАСТЬ СТАТЬИ...

Использование психологических приемов.

Множество приемов и техник эффективного общения разработано психологами и психотерапевтами разных направлений. Часть этих приёмов достаточно сложны и их использование требует специальной подготовки. Другие посильно освоить каждому желающему и использовать их в общении со своими близкими и друзьями. Посмотрим, как работают некоторые из таких приемов на практике.

Умение делиться своими игрушками - важный социальный навык. Родители, понимая это, часто налагают запрет на жадность. Как часто приходится слышать фразы: «Не жадничай, надо делиться и др.» Подобные запреты изначально не эффективны. Например, фраза «НЕ жадничай» содержит частицу «НЕ», которая часто вычеркивается восприятием ребенка (он слышит остаток – «жадничай»). Этот запрет принадлежит к категории негативно сформулированных, так как он указывает ребенку на то, что ему делать НЕ следует. При этом желаемый вариант поведения умалчивается. Во второй части высказывания «Надо делиться» есть слово «НАДО», которое, как известно, вообще отбивает желание что-либо делать. Предлагаю в качестве эффективного приема борьбы с жадностью психологический прием – рефрейминг.

Как это можно применить в практике общения с ребенком?

Прихожу я с сыном на детскую площадку. Все дети с каталками. Каждому ясно, что чужая каталка лучше своей. В итоге почти всех детей заботит вопрос захвата чужой игрушки. Это приводит к конфликтам - то здесь, то там возникают очаги напряженности. Конечно, самое эффективное средство решения подобного конфликта - это все та же профилактика. Родители, собираясь на детскую площадку, могли бы взять игрушку более подходящую для групповой игры, мяч, например. Это в идеале. На деле ситуация развивалась по другому сценарию.

Вот уже какой-то мальчик пытается отнять у моего сына каталку. Тот не отдает и готов вступить в бой за любимую игрушку. Понятно, что предложение поделиться игрушкой в этой ситуации будет малоэффективным, но все равно делаю попытку. Гипотеза подтверждается. Но ничего, как говорил Кашпировский: «Отсутствие результата - тоже результат». Применяю другую тактику. Наклоняюсь к сыну и заговорщицки шепчу ему: «Ярослав, а давай посмотрим, если мы дадим каталку этому мальчику, он будет катать её быстро или медленно?» Этого было достаточно. Глаза ребенка загорелись интересом, и вот он с радостью предлагает свою игрушку ребенку. Понятно, что в этом случае получилось изменить восприятие и оценку ребенком данной ситуации. Рефрейминг помог превратить собственнический инстинкт в чувство интереса, исследовательскую активность ребенка. В данной ситуации рефрейминг был применен для расширения рамок восприятия ситуации ребенком, но этот прием может применяться для того, чтобы помочь родителю самому взглянуть на проблемную ситуацию нестандартно.

Пример: Стою у плиты, довариваю суп. И вот за 5-7 минут до завершения этого торжественного процесса мой сынишка влетает на кухню. Ему хочется поиграть со мной и нет ему никакого дела до полной кастрюли с кипятком и на другие опасности, которые таит в себе кухня. Первое, что хочется сделать – это объяснить ему, что находиться здесь опасно и хорошо было бы, если он подождал меня минут 10 в комнате. Но тут меня осеняет. Я хочу, чтобы мой ребенок не приближался к плите. Но ведь этого результата можно добиться, поставив перед собой другую задачу: «Сделать так чтобы ребенку захотелось находиться за пределами кухни!» Сразу рождаются несколько вариантов, которые по очереди реализую: для того, чтобы ему было интересно убегать, предлагаю игру догонялки, интересно тихо сидеть в самой дальней от кухни комнате - прятки, чтобы он увлекся игрой, в которой на начальном этапе существует необходимость уединения - игра «Спрячь предметы». Все три предложения сын с радостью принимает.

Иногда родители бывают очень напористы, авторитарны в вопросе выдвижения требований к ребенку. Эта директивность часто провоцирует развитие упрямства ребенка, что помогает ему хоть как-то почувствовать свою самостоятельность. Иногда дети отказываются что-либо делать только из-за упрямства. В этих случаях эффективно использовать приемы мягкого воздействия. Эти приемы предполагают наличие широкого выбора и отсутствие директивного настроя со стороны родителей.

Например, когда я приучал ребенка к горшку, я наталкивался на упрямство. Даже если он хотел в туалет, стоило взять его на руки, чтобы отнести к горшку, он начинал извиваться и бастовать. Так он отстаивал свое право на свободу выбора. Ничего не оставалось делать, как ему это право предоставить. Я использовал прием из эриксоновского воздействия «Мнимый выбор». Как только я чувствовал, что уже пора, я подходил к сыну и говорил: «Ярослав, ты куда хочешь пописать: в туалет, в ванну или на горшок?» Он говорил, какой из вариантов для него более желанен. Хитрость заключается в том, что в таком высказывании установка на желание уже заложена и есть несколько альтернатив, одну из которых выбирает ребенок САМ.

Это всего лишь несколько приемов. В арсенале психологов их масса. Сами психологи готовы ими поделиться, но часто их сдерживает принцип «Не стучаться в закрытые двери». Очень многое зависит от желания родителей получить информацию, двигаться в направлении более компетентного и осознанного родительства. Освоение практики конструктивного запрета поможет родителям повысить свою поведенческую гибкость, найти более творческие подходы, меньше давить на ребенка, доверять и предоставлять ему больше свободы. Такие запреты и ограничения будут не только развивать у ребенка чувство ответственности за собственный выбор, но и способствовать развитию его личности в целом.

Если Вам понравилась эта статья, пожалуйста, перешлите ссылку на неё своим друзьям: http://www.fotodeti.ru/konstruktiv_zaprety.htm

© Губарев Игорь Николаевич

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ СТАТЕЙ...

 
     


На главную сайта фото дети
детский фотограффотографии детейфотосъемка детей для рекламывидеосъёмка детей для рекламыавторский фотобанк для СМИфотошкола для начинающихобучение фотографиистатьи по фотографиифотоприколыобработка фотодетский портретигровая фотосъёмка детейистории о фотосъемке детейстоимость фотосъёмки и видеосъёмкипрофессиональный фотограф МоскваАстрономия для детейfashion съёмка детейВидеоператорEnglish

Яндекс цитирования  Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru